Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

белый андрей

Энциклопедический словарь

Бе́лый Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) - трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-1914, переработанное издание 1922) - символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в том числе поэтики Н. В. Гоголя.

* * *

БЕЛЫЙ Андрей - БЕ́ЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. (см. СИМВОЛИЗМ) Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.

* * *

БЕ́ЛЫЙ Андрей (наст. имя и фам. Бугаев Борис Николаевич) [14 (26) октября 1880, Москва - 8 января 1934, там же], русский поэт, прозаик, критик, мемуарист.

Семья, детство, образование

Родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, - одна из первых московских красавиц. Вырос в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими (см. мемуары «На рубеже двух столетий»). В 15 лет познакомился с семьей брата В. С. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич) - М. С. Соловьевым, его женой, художницей О. М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С. М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, познакомили с новейшим искусством (творчеством М. Метерлинка (см. МЕТЕРЛИНК Морис), Г. Ибсена (см. ИБСЕН Генрик), О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар), Г. Гауптмана (см. ГАУПТМАН Герхард), живописью прерафаэлитов (см. ПРЕРАФАЭЛИТЫ), музыкой Э. Грига (см. ГРИГ Эдвард), Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард)) и философией (А. Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), Вл. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Александрович)).

Окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 - естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

Литературная деятельность, эстетическая позиция, окружение

В 1901 сдает в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)» (1902). Тогда же М. С. Соловьев придумывает ему псевдоним «Андрей Белый». Литературный жанр «симфонии», созданный писателем [при жизни опубликованы также «Северная симфония (1-я, героическая)», 1904; «Возврат», 1905; «Кубок метелей», 1908], сразу продемонстрировал ряд существенных черт его творческого метода: тяготение к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности, эсхатологические настроения. В 1901-03 входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (см. СКОРПИОН (издательство)) (В. Я. Брюсов (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич), К. Д. Бальмонт (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич), Ю. К. Балтрушайтис (см. БАЛТРУШАЙТИС Юргис)), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), «Новом пути», «Весах», «Золотом руне» (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)), а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству (см. НЕОКАНТИАНСТВО) и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере. События революции 1905-07 были восприняты Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел»,1909).

1910-е годы

1909-10 - начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Белый собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия - Тунис - Египет - Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (см. ШТАЙНЕР Рудольф) (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода - роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция - 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (М. Пруст (см. ПРУСТ Марсель), Дж. Джойс (см. ДЖОЙС Джеймс) и др.).

В 1914-16 живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» - первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 - как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).

Последний период жизни

В 1921-23 живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист - «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.

Большой энциклопедический словарь

БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) - русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности ("симфонии"), формальное экспериментаторство (сборник "Золото в лазури", 1904). В сборнике "Пепел" (1909) трагедия деревенской Руси. В романе "Петербург" (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.

Энциклопедия Кольера

БЕЛЫЙ Андрей (1880-1934), русский романист, поэт, философ и теоретик литературы; родился в Москве 26 октября 1880. Настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев. Сын выдающегося ученого, профессора-математика Н.B.Бугаева, он окончил математический факультет Московского университета в 1903 и к этому времени был уже известен в российских литературных кругах. Четыре книги Симфоний (1902-1907) Белого были его первым и важнейшим прозаическим сочинением. Это был смелый опыт применения в прозе законов музыкальной композиции и эмоциональных ритмико-звуковых начал. В Серебряном Голубе, романе, опубликованном в 1910, Белый соединил приемы символизма с принципами реализма. Серебряный Голубь и Петербург (1913) - самые известные произведения Белого. Во время революции и в послереволюционные годы Белый писал воспоминания и автобиографические романы. Первое из сочинений этого периода - Котик Летаев (1917), напоминающий прозу Джойса; среди других произведений того же плана Преступление Николая Летаева (1921), Записки чудака (1923) и несколько книг под общим заглавием Москва. В трех томах воспоминаний Белый живо и реалистично поведал историю своей жизни, философских исканий, а также культурных и общественных вопросов эпохи. В своей поэзии, равно как и в прозе, Белый исследовал новейшие эстетические и формальные возможности словесного искусства. Среди его стихотворных сочинений - сборники Золото в лазури (1898-1904), Пепел (1909), Урна (1909), Первое свидание (1921) и После разлуки (1922); его работы по теории символизма и просодии наряду с философскими эссе составили сборник статей Символизм (1910). Умер Белый в Москве 8 января 1934.

ЛИТЕРАТУРА

Белый А. Стихотворения и поэмы. М., 1966 Белый А. Петербург. Л., 1981 Белый А. Эссе и воспоминания. Ереван, 1985 Белый А. Избранная проза. М., 1988 Андрей Белый: проблемы творчества. М., 1988

Полезные сервисы